Loading color scheme

В поисках смысла

Современный мир – клиповый. События сменяются стремительно и привычка осмысливать происходящее у современных подростков сформирована слабо. Мы разными способами решаем эту проблему: постоянно выводим ребят на необходимость анализировать увиденное, услышанное, прожитое. Смотрим и обсуждаем фильмы, созерцаем неспешно картины в Третьяковской галерее, после поездок и ключевых событий Дома парни пишут свои впечатления и размышления.

А недавно мы познакомились с командой герменевтического клуба МПГУ, работающих на основе инновационных рефлексивно-позиционных технологий, в том числе медиагерменевтики (Н.Б. Ковалева, 2012).  Актив команды герменевтического  клуба под руководством доцента кафедры психологической антропологии МПГУ Натальи Борисовны Ковалевой  с 2014 года проводят  молодежные форумы, сюжетно-деятельнотные игры, выездные образовательные сессии, тренинги проектирования профессий будущего и развития культуры понимания и коммуникации. 

Очень хотелось взаимодействия, и оно сложилось. 12 января дипломница Натальи Борисовны, Настя Гудкова и член актива герменевтического клуба Кирилл Береза, приезжали к нам с первым занятием. Занятие началось с выполнения ряда интересных творческих заданий, входящих в диагностический комплекс масштабного исследования ценностных ориентаций и способностей школьников, разработанного на основе рефлексивно-позиционного подхода Н.Б. Ковалевой. Каждый получил лист со сложными вопросами про представление о мире и понимании смысла метафор, крылатых фраз и свободным местом, чтобы вписать ответ. 15 минут - в полной тишине. Парни писали, обдумывали ответы, задавали уточняющие вопросы исключительно полушепотом. Мы диву давались.
Потом "разогрелись", познакомившись и поиграв, и перешли к сложным заданиям.

На упражнении, где надо было заданную фразу встроить-спрятать в текст так, чтобы остальные не догадались. А остальным надо было отгадать исходную фразу, все составили довольно интересные рассказы, а Влад написал стих:

Пора наконец начать жить!
Бегать, развлекаться, нырять, купаться.
Дружить, не ждать!
Новое начинать.
Старое забывать.
Летать, мечтать!
Людей понимать.

Это прорыв.

А Денис придумал (внимание!) рассказ минуты на три: завязка - развитие сюжета – кульминация - финал и мораль. Почти 3 минуты непрерывного говорения со смыслом про то как мальчику очень не хотелось чистить от снега дорожки, а папа терпеливо в пол уха слушая капризы сына, таки донес мысль, что преодолевать «нехочухи» - очень полезное качество. А сын понял, принял и получил удовольствие от труда. Это прорыв.
Феде было настолько интересно, что он был полностью включен в процесс, почти даже не пытаясь перетянуть внимание ведущих и ребят на себя. И это прорыв.

Вовка разговорился. Он это постепенно сделал за то время, что живет с нами. Но тут говорил громко, уверенно, хорошо понимая, какую мысль хочет донести. Это прорыв.

Все в конце отметили, что было сложно, но интересно, получили «домашнее задание» и с нетерпением ждут следующей встречи.

Власова Е.А.