Наши друзья
Помощь Фонду

Помощь Фонду

Помочь детям
ya
Мы в соцсети

СМИ о нас: Конные занятия в реабилитации детей-сирот. Детская конная школа в Мышкино

"Иппотерапия" Вестник Национальной Федерации Лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта № № 1-2018, 1-2019 (№№16-17). Екатерина Муратова, руководитель детской конной школы, с.Мышкино, Можайского района Московской области.

Наша школа необычна тем, что находится при детском доме, и занимаются в ней дети-сироты и дети, находящиеся в детдоме по заявлению родителей. И наши дети, конечно, отличаются от детей, живущих в семье. Сироты имеют определённые черты характера, особенности поведения, особенности в нарушениях здоровья. Например, они имеют меньшую заинтересованность, привязанность, уверенность, общительность. Согласитесь, сложно развить такие качества без поддержки любящих родителей. К сожалению, хороший детский дом не может полностью заменить хорошей, и даже не очень хорошей, семьи. И сотрудникам детского дома нужно много трудиться, чтобы выпускники смогли начать самостоятельную достойную жизнь, в которой не будет места криминалу и асоциальным явлениям. Занятия в нашей конной школе – это один из способов оздоровления и социальной реабилитации детей-сирот.

Детский дом юридически оформился в 2004 году как АНО «Детский пансион в селе Мышкино семейного типа «Павлин». Учредителем Пансиона является храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Мышкино Можайского района Московской области. Назван Пансион в честь Святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского,  который прославился своим человеколюбием, и в частности, заботой о сиротах.  Наши дети растут и воспитываются в православной вере, под духовным руководством протоиерея Дмитрия Смирнова. Учатся почти все дети в общеобразовательной школе, в соседнем посёлке. Воспитанники Пансиона получают необходимые трудовые навыки, помогая в подсобном хозяйстве, в мастерских, на огороде, на кухне, и самостоятельно убираясь в своих комнатах. Одновременно в «Павлине» проживают от 20 до 30 детей. Сейчас набирают только мальчиков, раньше были также девочки. Сотрудники Пансиона не теряют связи с выпускниками, приглашают их на время праздников, оказывают всяческую поддержку.

Конная школа открылась в «Павлине» в 2011 году благодаря протоиерею Дмитрию Смирнову. Всё начиналось с иппотерапии, потом появилась учебная верховая езда, далее вольтижировка и джигитовка. Были приобретены сани и телега для езды в одноконной упряжке. Задачи конной школы довольно разнообразны: это улучшение физического и психического здоровья, социализация сирот, формирование полноценной личности ребёнка, повышение качества жизни, улучшение эмоционального фона, снятие последствий стресса и переутомле-ния, приобретение детьми новых трудовых навыков и навыков здорового образа жизни, военно-патриотическое воспитание, расширение кругозора, профориентация.

Конная школа имеет теплую конюшню на 4 лошади, класс для теоретических занятий, открытый плац 25 х 40 метров. Иногда занятия проводятся в большой огороженной леваде, для детей с 14 лет возможен выезд в поле в сопровождении трене-ра. Для работы с детьми используются три лошади: невысокий пегий мерин Гаврош 2004 г.р. белорусской породы, соловый мерин Лунный Бриз 2007 г.р. белорусской породы, и серая кобыла Дарина 2006 г.р., орловская помесь. Конечно, Гаврюша, Лунтик и Дуся добронравные, спокойные и послушные. Лунтик также довольно флегматичный и смирно переносит детские тренировки, даже если кто-нибудь наступит ему на поясницу или заденет ногами по голове.  У нас довольно разнообразная амуниция: спортивное, казачье, варшавское, вольтижировочное сёдла, гурта с ручками. Чаще мы занимаемся на казачьем джигитовочном седле, оно мягкое, удобное, передняя и задняя ручки седла позволяют самостоятельно садиться даже младшим детям, новичок может во время езды держаться за ручки, а опытный всадник покажет эффектные упражнения и соскоки; при этом часто надеваем на лошадь лёгкие развязки. Очень удобно для упражнений вольтижировочное седло с четырьмя ручками, на нём легче всего учиться ездить, стоя на седле, придерживаясь рукой за страховочный ремень.

Занятия в школе обычно проходят 5 дней в неделю, 10 – 11 месяцев в году. К сожалению, у нас нет крытого манежа, и в случае ненастной погоды или плохого грунта мы используем другие варианты работы: теоретическое занятие в классе, практическое занятие на конюшне (чистка, седловка, изучение амуниции…), занятие на макете или на стоячей лошади (упражнения из джигитовки или вольтижировки), занятие в спортзале (ОФП и основы акробатики). Длится урок 1,5 – 2 часа. Урок на плацу чаще проводится на одной лошади, дети занимаются по очереди, на одного ребёнка отводится 15 – 20 минут. Сначала ученик на корде делает разминочные, затем джигитовочные упражнения на шагу или рыси, после ездит рысью и галопом на корде или управляя самостоятельно. Такой вариант урока относительно безопасен, успевают позаниматься несколько детей, и для каждого подбирается свой уровень сложности. Для более опытных учеников возможно проведение урока одновременно на двух лошадях, с самостоятельным управлением. В конце занятия ребёнок угощает своего коня, гладит и благодарит его, и такое общение, конечно, очень важно для ребёнка. Девочки особенно любят «потискать» лошадку, заплести ей косички. Иногда, вместо обычных занятий, мы проводим для детей различные конкурсы, спортивные игры.

В первую очередь на уроке тренер следит за безопасностью детей. Регулярно проводится инструктаж по технике без-опасности. У нас имеются три варианта инструкций по ТБ: для детей с 7 до 9 лет на 1,5 страницы; стандартная на 2 страницы; подробная на 8 страниц. Дети условно разделяются на три группы по возрасту и уровню сложности занятий, в которых они принимают участие: 7-9 лет, 10-13 лет и 14-18 лет. Обучая младших детей, следует помнить, что их словарный запас сильно ограничен (такие слова как корда, шенкель, внутренняя нога, техника безопасности приводят их в растерянность), они часто путают правую и левую стороны, они нередко приходят одетые не по погоде (на этот случай в сумке со шлемами лежат шарфы, теплые подшлемники, перчатки), да ещё бывает, что у них слетает обувь во время езды верхом. Иногда новички, слезая с лошади, до последнего держатся за седло и ставят свои ноги позади передних ног лошади, при этом лошадь, переступая, может наступить ребёнку на ногу, эту ситуацию следует объяснять отдельно. Некоторые новички пытаются спрыгнуть с лошади без команды тренера, другие при посадке опираются ногой на спину лошади. Один ребёнок хотел угостить лошадь, надев две сушки себе на палец. У нас самостоятельно угощать лошадь можно с 10 лет, до этого возраста тренер страхует руку ребёнка своей рукой. Занятия с новичками проводим на корде, на мягком грунте, не приближаясь близко к ограждению, чтобы в случае падения не было травм. Лошади перед уроками с детьми должны быть предварительно отработаны. Очень полезно научить детей делать несколько видов соскоков с шагающей лошади, в случае падения всадник сможет лучше контролировать ситуацию или перевести падение в соскок. А упражнение «стойка на стремени» заметно улучшит технику посадки на лошадь.

Для мальчиков наиболее интересным направлением является джигитовка. За несколько уроков можно научиться на шагу делать трюки, эффектные и сложные для непосвящённых людей, например, «обрыв в путлище» или «поперек седла». Парные упражнения учат работать в команде. Конечно, очень увлекательна для детей работа с оружием, младшие на шагу сбивают деревянной пикой пластиковые бутылки с водой или нанизывают на пику стремена, расставленные на стойках. Ребята постарше стреляют из пневматического пистолета по воздушным шарикам, а с 14 лет уже возможна рубка шашкой. Руслан два раза выступал в кавалерийских соревнованиях имени Гомонова по владению оружием, в 15 лет принимал участие в Чемпионате России по джигитовке во взрослой группе. Захар в 11 лет занял второе место в кубке по джигитовке в детской группе. Несколько ребят принимали участие в соревнованиях по вольтижировке на шагу. Жаль, что из-за материальных трудностей мы больше не ездим на соревнования, эти выезды очень мотивировали детей.

Общение с лошадьми помогает детям эмоционально открыться, улучшает настроение, отвлекает от проблем, учит замечать и учитывать эмоции лошади, и, конечно, дарит светлые позитивные воспоминания, которые будут поддерживать ребят во взрослой жизни. Первые поездки верхом дают новое романтичное мироощущение, бывает мальчик называет себя богатырем или рыцарем, девочка – принцессой, а потом некоторое малыши создают яркие рисунки на подобную тему. Конные занятия развивают самостоятельность, решительность, внимательность, ответственность, учат давать чёткие команды лошади, обучают взаимодействию и работе в команде. Один из наших выпускников рассказывал, что умение ездить верхом ему очень пригодилось в военном училище, где ввели конные занятия.

Конная школа организует для своих воспитанников поездки на различные конные мероприятия, в гости в конные клубы, что вносит некоторое разнообразие в жизнь сирот и расширяет их кругозор. При возможности мы приглашаем к нам в гости интересных людей, например: казак Владимир показал работу с казачьим оружием и объяснил технику выполнения некоторых  упражнений из джигитовки, казак Андрей учил детей стрелять из  лука, спортсменка Ольга провела урок по конному поло, спортсмены Геннадий и Анастасия познакомили детей с акробатикой, художник Алексей учил ребят рисовать лошадей.  Конечно, это для детей большая радость. Приезжали ещё и другие замечательные люди, которым небезразлична жизнь сирот. Нам дарили спортивную одежду, конную амуницию. Мы очень благодарны неравнодушным людям, которые нам помогают!

У детской конной школы имеется своя группа в интернете http://vk.com/public50641551

Мы будем рады общению с единомышленниками!